Хороший, плохой, злой. Как отличить хорошего начальника от плохого?
Время диктует свои условия абсолютно во всех сферах жизни. Бизнес - не исключение. Та методичка, по которой начальники управляли компаниями еще 10 лет назад - сегодня безнадежно устарела. У руля хотят видеть "руководителя нового типа". Кто он и чем отличается от банального "босса" - разберемся на наглядном примере.
Про него говорят "настоящий лидер", "эффективный руководитель". В числе его базовых ценностей демократия и уважение к сотрудникам. Он ответственен за успехи компании, но разделяет эту ответственность с другими членами коллектива, он мотивирует на успех и ценит их вклад в "общее дело".
Таких руководителей относят к тому самому "новому типу". Кроме того, их называют "лидерами-служителями".
Нет, это не означает, что они - бесхребетные существа. Напротив, они очень требовательны и умеют проявить жесткость там, где это необходимо. Однако, отличительная особенность лидеров-служителей - требовать от сотрудников только того, чем владеешь сам.
Правильное лидерство против рабства
Специалисты по управлению персоналом часто используют эту картинку на своих лекциях и тренингах, чтобы наглядно показать разницу между механизмами работы с коллективом настоящего лидера и босса. В последнем случае подразумевается плохой руководитель. Слова излишни. Примитивный рисунок демонстрирует, чем эффективное лидерство отличается от рабского труда, за который сотрудникам платят деньги.
Отношение плохого и хорошего начальника к коллективу
Незаменимых людей нет. Эта фраза из советской истории до сих пор не выходит из лексикона плохих руководителей. Они легко могут "замотивировать" сотрудника на труд, вывалив что-то подобное, причем, не будут считать, что сделали что-то неправильное.
Плохие руководители относятся к сотрудникам как к расходному материалу. Труд подчиненных не ценится, а отдел кадров работает по принципу: "Ушел этот - найдем другого". Если у компании случается успех - его плохой начальник присвоит себе.
Лидер нового типа ценит каждого сотрудника, не ставит себя на ступень выше, а наоборот - встает в одну линию со всеми, давая понять, что успех компании зависит от каждого, "я буду работать для его достижения вместе с вами". В таких коллективах доверие в команде значительно выше, как и показатели эффективности.
Роль босса и роль лидера
"Приступайте!" Эту фразу нередко можно услышать в офисах. Звучит она тогда, когда босс скидывает работу, которую должен сделать сам на подчиненных. Модель его управления - руководить холодно и издалека, а любимый инструмент достижения целей - запугать сотрудников.
"Давайте сделаем это!" Так говорят хорошие управленцы. Они не стремятся переложить неприятную работу на чужие плечи. Они делят ответственность между сотрудниками, не забывая о части для себя самих. Ведь в их понимании коллектив и лидер делают одно общее дело.
Реализация в компании для хорошего и плохого начальника
Боссы эгоистичны. Работа компании для них - один из способов самоутверждения. Они нередко прикрывают личные интересы работой якобы "в интересах компании".
Главная цель хороших руководителей - продуктивная работа компании. Они реализуются в ее рамках, а так же дают возможность реализовать себя другим сотрудникам, поощряют инициативу. Такая модель управления сегодня считается наиболее эффективной.