Отзывы о компании и бывшем работодателе. Можно ли им доверять?
В поисках новой работы мы стараемся изучить все источники, которые могут больше рассказать о её "изнанке". Рано или поздно, поиски приводят нас на форумы к отзывам бывших сотрудников. Однако, стоит ли им доверять?
"Это компания, где не уважают людей, не уважают сотрудников! Постоянные угрозы вычесть часть денег из зарплаты, задержки этой самой зарплаты... Я не выдержала и трёх месяцев. Ребята, бегите! "
Разумеется, после таких отзывов хочется отозвать своё сопроводительное письмо и вообще не ходить на собеседования. Однако, стоит ли рубить с плеча?
Негативные отзывы о потенциальном работодателе: стоит ли верить?
Безусловно, сообщения о нарушении трудового законодательства в отзывах бывших сотрудников - это тревожный звоночек. И если компания не делает опровержений к таким заявлениям, скорее всего, они действительно имели место быть.
Все остальные претензии, например, выпивающий начальник или истеричный руководитель - это крайне субъективное мнение бывших сотрудников компании.
Как показывает практика, конфликты интересов, неприятные ситуации и увольнения случаются в каждой компании. И одна и та же деталь в поведении руководства одному сотруднику покажется пустяком, другого же - возмутит до глубины души.
Эксперты советуют учитывать размер компании: один отзыв о сетевом бренде вряд ли поможет понять, какие там условия труда на самом деле.
Если вы взялись читать отзывы о компании, сконцентрируйтесь на фактах, а не на эмоциях. Так например "рыба гниет с головы, вся эта контора прогнила" - это явно эмоции сотрудника, ставшего участником конфликта. А вот "зарплату задерживали с 2013-ого года по 2015-ый" - это факт.
Кроме того, обращайте внимание на даты отзывов. Так, возможно, этот "выскочка и скандалист начальник" из 2018-ого года, в 2020-ом уже не работает в компанит.
Верить откровенно негативным отзывам можно только в том случае, если их очевидно много и они написаны разными людьми.
Один гневный коммент может быть местью обиженного сотрудника, а вот десятки саркастических ремарок, негативных реплик - это уже говорит о стиле работы компании.
Кто пишет отзывы на бывших работодателей?
Эксперты не советуют слепо доверять всему, что пишут в интернете.
В конце концов, гневный отзыв о работе компании мог оставить не её бывший сотрудник, которому "насолили", а пиарщик компании-конкурента. Отличительная черта этих фейков их количество и схожесть в стиле написания. То есть комментарии скроены по одному лекалу.
Нет конкретики - одни крики? Эксперты не советуют доверять таким отзывам.
Пять способов проверить отзывы экс-сотрудников
- Обращайте внимание на даты публикации отзывов. Бывает, что отзывов совсем нет или они были редкими, а потом посыпались, как из рога изобилия, причем в определенное время. Например, раз в месяц. Это явно говорит о накрутке комментариев и таким отзывам не стоит доверять.
- Посмотрите на тексты комментариев. Как правило, проплаченные пользователи пишут отзывы, на основании четкого технического задания заказчика, поэтому комментарии выглядят одинаковыми.
- Изучите профили комментаторов. Чаще всего, купленные профили свежезарегистрированные и отзывов в их копилке - всего один. Заказчики редко заморачиваются проработкой таких аккаунтов.
- Отзывы не могут быть только плохими или только хорошими. В бочке мëда всегда кто-то добавит ложку дëгтя. Правило работает и в обратную сторону - это люди.
- Почти всегда можно верить положительным отзывам, где указывается фактическая информация о работодателе и компании. Негативные и эмоциональные отзывы далеко не всегда объективны.
Ещё один совет - наблюдать за реакцией комментатора. Серьезные компании всегда реагируют на отзывы на их работу, отвечают комментаторам. Если последние не вступают в дискуссию, не защищают свою точку зрения, скорее всего - им просто нечего сказать, а их аргументы - не выдержат критики.
Если вопреки всему вакансия вас привлекает или выбор невелик, не отчаивайтесь. Эксперты советуют соискателям читать не только отзывы, постараться найти дополнительную информацию — расспросить коллег и знакомых из отрасли. Найти бывших сотрудников через соцсети и задать им беспокоящие вопросы. А ещё вопросы можно задать на собеседовании. Иногда реакция рекрутера говорит больше любого отзыва.